В этот раз у нас появился рояль. Не в кустах, а в лектории Заповедного посольства. И как по Чехову, уж если он тут оказался, то обязательно должен звучать.
Но прежде собравшихся познакомили с музыкальной азбукой. Словарем, с помощью которого этот самый рояль можно понять. Лад, аккорд, тональность. Но в основе всего – нота. Их всегда было семь.
«Но не всегда и не везде они назывались так, как нам с вами привычно. Ноты названы по первым слогам гимна святому Иоанну. Причем, первая из них изначально называлась «Ут». Но так как этот слог не очень удобно произносить, его заменили на «До» – доминус – бог. В германских же языках обозначения нот звучат совершенно по-другому», – объяснил историк музыки Парваз Салимов.
От азов – к сложным понятиям. Базовых всего два: минор и мажор.
«Именно эти явления превалируют для уха музыканта. Мы на них ровняемся. И уж если композитор написал мелодию, то мы не имеем права играть ее по-другому. Иначе получится какофония», – рассказал историк музыки Парваз Салимов.
Одно дело – слушать, другое – услышать. Для подкрепления своих слов Парваз сел за рояль. И сыграл не Баха или Моцарта, а «В лесу родилась елочка». Сперва как положено, в мажоре, затем – в миноре. Второй вариант вызвал смех в зале. Что и требовалось доказать.
Для закрепления информации перед собравшимися еще и на альте сыграли несколько партий. После каждой следовали аплодисменты. Тогда слушателям разъяснили: бить в ладоши, оказывается, тоже нужно грамотно.
«Надо хлопать только после последней части или аккорда. Такая традиция установилась в 20 веке. До этого хлопали и даже кричали тогда, когда хотели. Но хоть сегодня и существуют правила, их даже в Парижской опере нарушают», – расставил все по своим местам историк музыки Парваз Салимов и тут же успокоил собравшихся.
Чтобы дать фору искушенным французам, гостей пригласили на следующую встречу. Ее посвятят симфоническому оркестру. И, судя по теме, одним роялем там дело не ограничится.