Прежде чем отправиться на концерт в Большой театр – загляните в Зарядье. У нас продолжается цикл лекций о музыке. В этот раз изучали ее историю.
Окажись мы в XVI веке, то, чтобы послушать музыку, нам пришлось бы идти в церковь. Храмы в то время были не только местом проведения обрядов, но и концертными площадками. В XVII веке музыка шагнула за стены церквей и монастырей в театры и дворцы. Наступила эпоха барокко.
«Барочная форма в каком-то месте дает автору порезвиться, а в какой-то мере заставляет следовать стандартам. Монотонность тут доведена до абсолюта. Эта музыка не конструирует последовательность событий. Тут непрерывно повторяемая мантра. Отсюда – некая трансовость и гипнотичность этой музыки», – рассказала музыкант, ведущая авторского курса по истории классической музыки Ляля Кандаурова.
Под барочным гипнозом мир прибывал полторы сотни лет. А в какой-то момент одеяло на себя начала перетягивать опера. Она появилась еще в XVII веке, но максимального развития достигла в XVIII. Прошла путь от речитатива до полноценного пения.
«В XVIII веке в опере появляются градации. К примеру, опера seria – серьезная, величественная, и опера buffa – с хитрыми, комичными, яркими героями. В опере возникают каноны – вариации с первым и вторым голосами, фуги», – рассказала Ляля Кандаурова.
К XIX веку музыка подошла сложной и многообразной. Развивается драматургия звуков и появляется новая формула создания мелодии, предоставляющая возможность слушателю испытать гамму разнообразных эмоций.
«Возникает сонатно-симфонический цикл. В нем нарушается единообразие. Он делится на несколько частей: первая – подвижная, вторая – медленная, третья – танцевальная, четвертая – вновь подвижная. Такая музыкальная архитектура держалась на протяжении сотни лет», – рассказала музыкант, ведущая авторского курса по истории классической музыки Ляля Кандаурова.
Что было потом, обещали рассказать на следующей лекции. Следите за анонсами и приходите в лекторий «Зарядья». А от нас – сразу в Большой, до него рукой подать.